Практика: сотрудничество в паре

Практика: сотрудничество в паре


(Posted on Июль 27, 2013


Практика в аргентинском танго – занятие не менее серьезное, чем урок. Вот вы проделали всё то, что стало получаться хорошо, чтобы тело запомнило новую тропинку. Настало время довести до ума то, что толком не усвоено, а только ищется по некоему образцу (шоу на Youtube, видеорезюме с урока, «почерк» других танцоров), или пару раз получилось под присмотром и с корректировками учителя… а его-то, как назло, и нет! Некому подправить, некому быть арбитром. Ни один из пары не обладает достаточным авторитетом, чтобы сказать, как правильно, и это было принято другим без оговорок.

Мы с В. решили поделиться алгоритмом, выработанным за годы «танцев по граблям», который позволяет нам самим эффективнее учиться на мастер-классах, изобретать разные фишечки на практиках и получать от нашеготанго больше радости с меньшими потерями. Он пригодится как одиночкам, так и постоянным парам. 

Подчас именно семейные или влюбленные, ступая на новые земли за пределами зоны комфорта, испытывают на уроках аргентинского танго больше трудностей, чем едва знакомые люди. Одни успешно избегают ссор, а у других начинаются страсти-мордасти.

«Ты не слушаешь! – Ты не ведешь!»
«Я тебе отдаю тело и душу, а ты…– Да я держу всю пару на ногах!»
«Нам некомфортно, потому что у тебя ошибка в технике. Делай так. – Я так и делаю. Тоже мне, эксперт без оси.»
«Меня критикуют, значит, не любят.»
«У меня не получается, какой позор. Он(а) уйдет к тому, с кем получается.»
«Он(а) востребованней на милонгах. Чего доброго, зазнается. А вот тебе!»
«Я – это я. Не удовлетворяю? Что ж, базар большой, удачи в выборе.»

Помимо любви и драгоценных воспоминаний, выручает правильная организация труда, готовность размышлять и разговаривать о своих чувствах, вырабатывать и соблюдать общие правила. Нужно понимать, что привычные реакции не сразу уступают место новым. Но тут уж как в индейской притче. «Внутри каждого человека борются два волка, черный и белый. Какого кормишь, тот и победит».

Менеджмент совместного проекта


  1. На уроке танго, милонги или вальса разминка и подготовительные упражнения не менее важны, чем изучаемые элементы. Даже если вам не удалась одна из фишек, существенным достижением будет прочувствовать принцип движения. Практику тоже нужно начинать с подготовки. Вы обезопасите связки, включите мышцы и утвердитесь в равновесии. Баланс и полное дыхание – залог чувства безопасности, а без него какие уж тут контакт и творчество.
  2. Новую последовательность шагов нужно сначала просто пройти, чтобы запомнить ее географию. На этом этапе партнерше можно и нужно помогать партнеру самостоятельным движением, при необходимости – подсказками. Затем партнер молча экспериментирует с динамикой, а партнерша «отключает голову» и играет роль послушной куклы, заботясь лишь о том, чтобы держать форму, равновесие и ту степень тонуса, которую ощущает в партнере. В это время партнер может намеренно лажануть, исследуя границы правильного и неправильного ведения (но о таких моментах нужно партнершу предупредить, чтобы не волновалась и не возмущалась). Наконец, партнерша отдает совместному движению все свое внимание и энтузиазм, пробует что-то менять внутри себя. Теперь можно перебрать разные варианты взаимодействия, комментируя, как понравилось, а как не очень.


Данная схема хорошо работает на танго-практиках и мастер-классах. Если на обычном групповом уроке маловато времени или сноровки, упрощаем: а) география – каждый сам за себя; б) энергичное ведение и следование; в) игра с интенсивностью контакта в диапазоне от хищно-звериного до нежно-эфирного; г) обсуждение.

Женщине бывает сложно дозировать свою активность. Но ресурс внимания мужчины ограничен, и если к нему в мозги поступает сразу много информации, они начинают «закипать». С другой стороны, партнерши быстрее «включаются» в музыку телом через эмоции. Поэтому, чтобы избежать нечаянных разрывов контакта («ты изменила мне с Д’Арьенцо!»), партнеру не стоит пренебрегать ритмом, который он слышит, на всех этапах проработки движения, кроме первого. Как говорится, «ведомые – оба танцора, а ведущий – музыка».


  1. Как только новая связка получилась несколько раз подряд, нужно ее «заболтать», чтобы проверить, ведется партнерша или полагается на собственную память. Партнер танцует что-нибудь из старенького, и в какой-то момент вворачивает элемент из темы урока.
  2. «Если вам неудобно, сделайте себе удобно». Если движение не получается или не доставляет удовольствия, выполните его чуточку иначе, измените что-то в своем теле. От одинаковых повторов невкусное движение вкуснее не станет. Попробуйте также варьировать темп.
  3. «Не получается – зовите тренера, пускай рассудит. Получилось – позовите тренера, пускай проверит.»Собственно, для этого преподы по очереди обходят все пары на уроке. На городской практике желательно не дергать дежурного учителя по мелочам, если только это не практика вашей же танго-школы.
  4. После каждого урока, по свежим следам, запишите конспект. Это могут быть два текста, мужской и женский. Или один напишет, а второй дополнит. Какие подготовительные упражнения были на уроке? Что говорили учителя? Какая последовательность выполнения движения? На что обратить внимание в теле и паре? Какие давались шаги / фигуры / связки? Что нужно сделать для разгона и как завершить фигуру («входы» и «выходы»)? Что еще можно сделать после нее?
  5. Выделите отдельное время для поиска и разрыва шаблонов. Например,«после этого шага я на автомате веду очо»,«после заднего болео я сама перекручиваюсь и доделываю переднее». Так, если тангера, в остальном вполне управляемая, со своим или с чужим партнером внезапно шагает «не туда», значит, ее слишком часто на это водили. Но это не повод считать мужиков предсказуемыми и неизобретательными. Внимательной партнерше они готовы «рассказать» много нового.
  6. Это стоит отдельного пункта:выполнилидвижение? А теперь станцуйте его! Разницу наглядно объясняет, например, Марсело Варела. «Ребята! А почему у вас такие лица? Вы думаете, что радость и удовольствие появятся, когда вы научитесь танцевать? Если вы не научитесь делать то, что вы делаете, с удовольствием прямо сейчас, радости можно так и не дождаться!»


Мужчина ведет, женщина следует

«А ей понравится все время подчиняться?» – переспрашивают парни, воспитанные в духе равноправия. – Кататься, – поправляю я и привожу в пример прогулочный катамаран: педали крутят оба, но рулит только один. «Капитаны», ликуя, вживаются в образ. Их «пассажирки» тем более довольны, ведь немного утомительно быть главными затейницами в паре, как велят женские журналы. Импровизируя, эти парочки обычно танцуют танго диалогового типа, обмениваясь подачами к следующему движению сообразно своим темпераментам. Обиды возможны, если ей сегодня бегалось и украшалось, а ему обнималось и медлилось (или наоборот), – и один из них подавил свои желания, не сумев их передать, а второй, упиваясь своим настроением, поделиться им тоже не смог.

Для натур чувствительных подобные несовпадения – драма драматическая. Обжившись на милонгах, они уже знакомы с многообразием танго и могут строить выводы на будущее. Когда у двоих расходятся смыслы танца – расходится техника, приоритеты, эталоны, планы относительно уроков, а там и адаптироваться уже не так интересно… Отношения при этом может здорово тряхнуть. А может, и нет. Среди наших знакомых есть супруги, которые танцуют настолько о разном, что вместе их практически не видно на танцполе, и крепко спаянная пара из тангомана и «завязавшей». Но ведь жалко же терять такой сочный кусочек общности!

Что тут можно посоветовать? Расширяйте общие границы возможного, развивайте чуткость (упражнений на подстройку танго-школами придумано достаточно). Не танцуйте с чувством отбываемого долга. Не тяните в свою пару эмоциональный шлейф из другой пары, как бы ни было там хорошо или плохо. Возвращаться в свои берега вас тоже научат.

Активные дамы с опытом руководящей работы, бальных или одиночных танцев, на уроке бодро топают свою партию, не давая партнеру почувствовать, как это всё провести. На милонге самовыражаются вокруг него, но не с ним. Рвутся заполнить любую паузу в ведении – где уж тут мужчине проявить фантазию. В быту так, может, и удобно, но танго требует иного баланса сил, и пока он не нащупан, пара чувствует себя меж двух стульев. Укрощение строптивой обычно происходит в объятиях тренера или другого опытного тангеро, чья уверенность позволит ей вкусить радость безмыслия. Главное, теперь не упрекать мужа в недостатке мачовой динамики. Она еще прорастет. В конце концов, отнеситесь к танго как к ролевой игре.

Ах, Дафна, вы опять ведете? Есть свободные партнерши.

Большинству учениц в аргентинском танго хватает навыков эмпатии и самосохранения, чтобы вестись как ведут. Но у некоторых барышень засело в голове: «чтобы тебя любили, надо быть хорошей». Строгие родители, измена в прошлом… мало ли причин. Отсюда – тревожное угадывание, чего хотел партнер, даже в ущерб собственному балансу. В худшем случае это сбивает мужчину с толку и раздражает, в лучшем – не помогает нарабатывать внятное ведение. Контакт ненаполнен, тайминг непредсказуем, разнообразие ограничено. Могут быть проблемы с физикой движения пары. Вместо симметричного тонуса с легким противодействием, партнерша принимает команду, а идущую в комплекте с ней энергию не берет. Справляется исключительно собственными силами (и за это мнит партнера ленивым эгоистом), порой несоразмерными (тогда тот ещё «понизит громкость», чтобы не зашибить соседнюю пару). Либо в поисках заботы и защиты она заставляет в буквальном смысле себя таскать, пока у партнера не заболит спина или рука. Либо сама терпит неудобства в паре, подстраиваясь и самоедствуя втихомолку.

Исцеление душевных шрамов не входит в тему этой заметки. Но привычный способ движения в танго может дать вам много символических подсказок, чтобы обнаружить фокусы (под)сознания, мешающие танцевать и жить, а образцовый – помочь их перерасти.

Стремление «заслужить любовь» бывает свойственно и мужчинам. Зря, что ли, от них столько времени требовали рыцарства, джентльменства и тому подобной принцатости. Но если все время приспосабливаться к партнерше, невозможно ни вести её, ни развивать себя! Так вы застрянете на месте, как два интеллигента в дверях. Иметь, выражать и реализовывать намерение – вот задача настоящего тангеро. Он не боится наступить даме на ногу. Он так отправит ее в шаг, что нога окажется в безопасности.

Убежденный домостроевец на киевской милонге повстречался автору лишь однажды. Уроков не брал принципиально, считая, что желание танцевать вообще заменяет умение танцевать аргентинское танго, и зело возмущался отказами девиц.

Господа! Если вас терзают сомнения в своих талантах, ни в коем случае не бросайте танго. Из тонко чувствующих перфекционистов вырастают самые желанные партнеры. Вам может показаться, что ваша дама ушла далеко вперед (как будто это вы тупите), но это иллюзия. Чтобы быть нарасхват, женщине достаточно быть привлекательной, уметь доверять, поработать над личной техникой, и в хороших руках она заблистает. Мужчине же нужно и свое тело настроить, и простроить движение другого тела, и маневрировать всей парой в пространстве, при этом выглядеть достаточно эстетично, чтобы дамы со стороны захотели того же хотя бы в первый раз.

Пройдет немного времени, и вам – герою вечера, умеющему обаять и дебютанток, и равных, а то и кого покруче – придет черед подбадривать свою партнершу, которую «слабые» как-то вдруг перестали устраивать, а «сильные» приглашать. Ну а пока ваш звездный час задерживается, да утешат вас Даннинг и Крюгер.

Не мы для танго, а танго для нас

Это же просто хобби, «отдых – перемена деятельности»… Легко сказать. (пафосный абзац о щедром и ревнивом божестве искусства, требующем жертв) Дополнительно к той умственной нагрузке, которая сопровождает освоение физического навыка, взаимодействие в аргентинском танго требует постоянного внимания друг к другу. Если трудный день оставил мало сил, нужно быть еще терпимей, аккуратнее в движениях и бережней в словах. Или вовсе пропустить урок, дабы недовольство собой не выливать на другого. Речь тут не о радостях прогула (наверстать упущенное все равно придется, только бОльшими усилиями), а о крайних случаях – когда хочется закрыть глаза и полежать камушком, чтобы вернуть себе желание почувствовать живого человека рядом.

Путешествуя по танго-фестивалям, мы из новичковой жадности записывались на четыре мастер-класса в день. У партнера возникало ощущение погрузочно-разгрузочных работ, у партнерши все мысли и чувства оседали в гудящих подушечках стопы. Какие там прогулки по городу: не проспать бы ночную милонгу. Basta de carreras! не больше двух уроков в день. Ну ладно, трех, в порядке исключения…))
…так! не забыть бананы, йогурты и воду.

В таком безкожем состоянии особенно важно уметь сглаживать острые углы.


  • Прежде, чем приниматься править партнершу (партнера), проследите, всё ли от вас зависящее делаете вы сами, и как ещё вы можете сделать танец комфортнее для обоих.
    • Распределите время: 15 минут мы работаем над моими сложностями, 15 над твоими, еще 15 – танцуем легкомысленно, что хочется, заранее простив друг другу всё. Косячить так косячить, самоходить так самоходить.
    • При малейшей угрозе уныния, прервите отработку, чтобы позаигрывать друг с другом или просто постоять, обнявшись.
    • Если тренируетесь дома и чувствуете, что внимание «замылилось», а повторения не делаются удобнее – перезагрузитесь: заварите кофе / поклюйте винограду / погладьте кота / прогуляйте собаку / сделайте друг дружке массаж.
  • Помните, что ваши эмоции – ваш собственный выбор. Учитесь перехватывать дурные мысли «на подлёте». Вы правда-правда хотите испортить настроение себе и другому? А зачем? Вряд ли он(а) специально теряет баланс для того, чтоб вас позлить.
    • Особый род дурных мыслей – строить из себя учителя (к вящей досаде, сей благородный труд не будет оценен по достоинству) или отыгрываться за предшествовавшие минуты испытаний (раскусят в два счета).
    • Вместо упреков и сравнений воспользуйтесь фразами:«Давай попробуем…»,«А ну-ка, если я…», «А можешь еще..?»
    • Недовольство обращайте в удивление, шутку или просто ободряющую улыбку.
    • Поосторожнее с иронией. «Семейные» шутки лучше получаются из приятных воспоминаний.
  • Радуйтесь, когда движение получается – не принимайте успех как должное.
    • Почаще хвалите друг друга во всем, что вам нравится.
    • Не ведите разбор полетов сразу после милонги, отложите до практики или урока.
    • Если рассказываете о других, с кем вам хорошо танцуется, найдите что покритиковать. Это успокаивает ревность.
    • Как бы ни были великолепны все эти «другие», верьте, что ваша половина – и в танго для вас лучше всех. Скажите ему (ей) это вслух и обоснуйте, не жалея красок.