Паузы в танго — время для двоих. О пользе и страхах.
Танец это движение. Это такая же правда, как то, что речь это слова, а текст это буквы. То есть, правда далеко не полная. Вы когда-нибудь пробовали прочитать текст сообщения, написанный без пробелов? Слушать речь без интонаций и пауз? Вряд ли. Но легко себе представить, насколько усложняется процесс коммуникации, насколько неприятным он становится. Это же в равной степени относится и к коммуникации в танце. Движение это далеко не все, и без пауз оно лишалось бы половины смысла.
В этой статье я попробую рассказать, почему так важно делать паузы, и почему… мы так боимся их делать.
НАЧАЛО И КОНЕЦ
Играет танго. На танцпол выходят двое, рука в руке. Они поворачиваются лицом к лицу, обнимают друг друга. Их только двое, и они слушают друг друга. И только потом, в их паре появляется третий, третья, — музыка.
Каждый танец начинается и заканчивается паузой. Временем для двоих. Когда общение друг с другом важнее и больше всего остального, важнее даже музыки.
Когда на исходе третьей минуты мелодия замедляется и угасает, замедляется и движение партнеров. Музыка снова оставляет их только вдвоем. И только от него и от нее зависит, насколько резким будет этот переход от трио к дуэту, а потом и к соло. Кто-то старается успеть сделать максимальное количество шагов, успеть сказать несказанное, и в общем, все равно, что ни музыка, ни партнерша к этому не зовут. Кто-то, напротив, останавливается и разрывает объятие до того, как кончается музыка, что равносильно сдергиванию одеяла с теплого спящего тела хмурым утром. Те же, кто не хочет терять драгоценный контакт, замедляются постепенно, и вскоре останавливаются, продолжая обнимать, слушать друг друга, пока музыка не умрет окончательно.
С паузы начинается и заканчивается наше танго. Но что происходит между началом и концом? Музыка берет нас за шкирку и безжалостно волочет по полу, заставляет скакать и крутиться, не оставляя времени на передышку? При взгляде на многие пары, кажется, что именно так дела и обстоят. Но диджей не гаммельнский крысолов, Пуглиезе и Д'Ариенцо при всем своем таланте все же не маги. У вас есть возможность остановиться, даже если композиторы не предусмотрели паузу в этом конкретном месте. Почувствуйте, что у вас в руках по-прежнему живой человек, и весь этот танец, это не для того, чтобы куда-то добежать и что-то успеть сделать, — а для него, для нее, друг для друга.
ДЫХАНИЕ И АВТОРСКАЯ ИНТОНАЦИЯ
Пауза это вдох и выдох. Пауза это смена интонации. Это акцент на сказанном, отдых перед сделанным.
После оттанцованной мелодии вы внезапно дышите взахлеб, будто не дышали все эти три минуты? Возможно, вы действительно не дышали, — глубоко и полноценно. А как можно строить нормальные здоровые, хоть и очень короткие «взаимоотношения», если вы вместе даже дышать не можете?
Пауза – вещь, нужная по жизненным показателям. Но еще пауза это и актерский прием. В танго паузы «по Станиславскому» помогают донести смысл предыдущей реплики, дать время понять, что произошло, подготовить к кульминации или активным действиям.
ЛЕКАРСТВО
Паузу можно назвать пит-стопом. Медленной, лирично и даже романтично оформленной остановкой для технических нужд. Нет, не пописать сбегать. Но если: устала зажатая рука, неудобно объятие, партнер или партнерша слишком напряжены, вы выбились из музыки… самое время остановиться. Медленно под музыку разомкнуть и снова сомкнуть объятие, перестроить контакт, послушать себя, заново услышать партнера, заново услышать то, что играет. И никуда не торопиться. Танго бесконечно, вы все успеете.
КРАСОТА
Пауза также традиционно считается временем для красоты, а точнее – временем для женской украшательной импровизации. И в этой теме имеется огромное пространство для нюансов и негатива. Недавно танцующие дамы такую паузу воспримут с паникой: «Что мне сейчас делать! Он хочет, чтобы я что-то сделала!». А давно танцующие леди с негодованием скажут: «Мне не нужно, чтобы мне давали время! Если нужно, я успею украситься и по ходу обычного танца, или сама это время возьму».
С технической стороны такая пауза от «лирической» отличается свободой, — партнершу отпускают от себя, ослабляют контакт. Но разница достаточно тонка, и может возникнуть недоразумение, когда один хочет пообниматься, а вторая – несколько раз взбить свой подол каблучком.
На мой личный взгляд, красота в простоте. И для меня во сто крат красивей элегантная смена объятия, чем индивидуальная «калинка». Но тут мнения могут расходиться.
ПОЧЕМУ ТАК СТРАШНО МОЛЧАТЬ?
Пауза, — возможность перевести дух. Возможность получить, услышать и переварить «фидбэк» от своего собеседника. Пауза это возможность выйти из контекста, из потока, уделив время исключительно контакту с партнером. Так почему мы так редко «молчим» вдвоем?
СТРАХ БЫТЬ НЕМУЗЫКАЛЬНЫМ
Понятие музыкальности часто понимается ошибочно, — мы ходим в бит, делаем активный шаг на сильную долю и мелкий на слабую. (А в вальсе мы делаем хиро). Если бы это была вся правда о музыкальности, идеалом ее стал бы… эквалайзер. Он же так четко отражает музыку, чем громче – тем выше! Его столбики никогда не спят. Только вот мы, к счастью, не роботы, а музыкальность не универсальна, не единообразна. Это понятие подразумевает не железные нормы, а нашу индивидуальность, — то как мы, именно мы слышим музыку, и как играем с нею. В отличие от эквалайзера мы слышим скрипки и бандонеоны, вокал и фортепьяно, мы можем следовать за одним из инструментов, потом за другим, мы можем выбирать, какие музыкальные фразы нам хочется обыграть, и как, а какие… просто постоять на месте, обнимая своего партнера.
СТРАХ БЫТЬ НЕПОНЯТЫМ
Я спросила своего друга, со всеми ли девушками он делает паузы. Он как-то погрустнел. «Да нет, конечно. С некоторыми попробуй сделай, — она ускачет на середину танцпола, пока я стою». Здесь трудно сказать, чей косяк, — то ли девочки слишком активные, то ли мужчина недостаточно ультимативный. Но и по себе я знаю проблему обратную. Как-то при попытке задержать, притормозить слишком бурного спринтера, он обеспокоенно спросил в ухо: «Ты в порядке?».
Да, недопонимание возможно. Но, в конце концов, если не пытаться научить других разговаривать на своем языке, то готовьтесь быть вечно недопонятым и недоудовлетворенным.
СТРАХ НЕЛОВКОСТИ
Сколько песен, сколько стихов было посвящено взгляду в глаза, молчанию, оглушительному и конфузящему, воцаряющемуся посреди разговора с незнакомым человеком. И если человек этот интересующего нас пола, если он близко, ужасно близко, ближе, чем предусмотрено всеми правилами хорошего тона, тем неловкость острее и мучительнее. Поэтому, что в речи, что в танго, многие стремятся забить эфир любой неважной «болтовней», лишь бы не остановиться, лишь бы избежать этой искры, лишь бы не остаться в звенящей тишине, в одном вакуумном пузыре на двоих.
Умение молчать вдвоем с человеком часто достигается спустя месяцы и годы дружбы, любви, совместного проживания. Но танго это та еще машина времени. За 12 минут одной танды можно узнать человека лучше, чем за год, а при регулярном общении в рамках школы или милонг, вы вообще как 20 лет женаты. Поэтому и страх неловкости здесь слегка неуместен. И контакт здесь это не «неловкий момент». А цель, ради которой мы тут.
(Автор Ирина Стрелкова)
Примеры по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=129&v=5cgQzhzbJZ0 Fausto Carpino & Stephanie Fesneau
https://www.youtube.com/watch?v=d_KK_FDxHMk Jorge Daniel Dispari and Maria Carmen